Топ-новости

  • 19 фев
  • 00:37
  • 2572 просмотра
печать

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ. НСК «Олимпийский». Часть IV. Контроль за порядком на трибунах

В 4-й, заключительной части нашего специального репортажа, мы подробно разберем вопросы безопасности на матчах нашего клуба.

О контроле за порядком на трибунах подробно рассказал официальному клубному сайту вице-президент по вопросам безопасности ФК «Динамо» (Киев) Андрей Иванович Мадзяновский.   

- Учитывая недавние случаи беспорядков на стадионах, следствием одного из которых явилось наложение на клуб дисциплинарных санкций, обсуждаемой темой в футбольных кругах нынче является вероятность возвращения правоохранительных органов на трибуны во время матчей. Насколько это возможно в ближайшем будущем?

- Закон Украины и сейчас прямо не запрещает правоохранительным органам находиться на территории стадиона.

В Законе Украины об обеспечении порядка во время проведения футбольных матчей (статья 15) и принятом на его основании Постановлении Кабинета министров Украины (пункт 21) есть такие нормы. Милиция осуществляет охрану гражданского порядка на территории, прилегающей к стадиону, в случае с НСК «Олимпийский» – до турникетов на Троицкой площади и улице Эспланадной. Далее текст гласит «…если другого не предусматривает характер соревнования или ход событий во время его проведения». Проще говоря – в исключительных случаях, когда существует опасность жизни и здоровью участников матча или зрителей, по обращению службы безопасности стадиона или клуба, полиция должна находиться на территории арены.

Управление Национальной полиции города Киева обеспечивает гражданский порядок на территории города, и НСК «Олимпийский» также является территорией Киева. Если на территории стадиона во время матча будет совершено какое-либо преступление, полиция не может ссылаться на то, что не имеет права там находиться, это будет, мягко говоря, фарисейство. Полиция не только имеет право вмешаться, но и обязана это сделать.

На протяжении нескольких месяцев Служба безопасности клуба плодотворно работает с полицией. Не буду вдаваться в подробности всех договоренностей, но мы заинтересованы в сотрудничестве полиции и служб безопасности стадиона и клуба. Участие правоохранительных органов будет нести, по большей мере, дисциплинирующую, превентивную функцию, чтобы предотвратить даже мелкое бытовое хулиганство.

У нас были случаи, когда через турникеты на стадион прорывались пьяные люди, прорывались по двое-трое, перебрасывали запрещенные предметы через ограждения, и стюарды, которые вправе только делать замечания, но не уполномочены применять физическую силу, получали ранения от хулиганов. В это время рядом не было представителей милиции, которые могли бы пресечь эти действия. На матче «Динамо» - «Челси» на одном из турникетов трое хулиганов избили девушку-стюарда, которая сделала им замечание за то, что они прорвались без билетов через турникет. Естественно, если бы поблизости были патрульные полицейские, это бы предотвратило столь печальные последствия...

Сил службы безопасности не всегда хватает, чтобы контролировать 70-тысячную аудиторию. А у правоохранительных органов есть все необходимые спецсредства для усмирения правонарушителей.

- Как выглядит алгоритм реагирования на конфликт на трибунах при невозможности ситуативного привлечения правоохранительных органов?

- У Служб безопасности стадиона достаточно ресурсов для того, чтобы локализовать немассовые конфликты. Допустим, если в одном из секторов завязалась драка с участием трех-четырех человек, на место конфликта отправляется мобильная группа, включающая в себя от пяти до десяти работников Службы безопасности стадиона. Первоочередной задачей этой группы является локализация конфликта и прекращение драки.

В идеале следует вывести с трибуны участников драки и доставить их в одну из комнат милиции, которые находятся прямо на стадионе. Но для начала необходимо хотя бы просто локализировать конфликт. Иногда лучше ограничиться прекращением драки и зафиксировать нарушение, чтобы не спровоцировать дальнейшее разгорание конфликта.

По всему периметру стадиона установлены сотни камер видеонаблюдения, при помощи которых можно подробно отследить все действия и происшествия на трибунах, а после матча направить все документы, в том числе фото- и видеоматериалы, в соответствующие органы для привлечения нарушителей к административной или уголовной ответственности.

- Отныне правоохранительные органы будут находиться на территории стадиона во время каждого матча?

- Как я упоминал ранее,  прежде всего, в сферу обязанностей полиции входит обеспечение безопасности на территории, прилегающей к стадиону, но в особых случаях она может быть привлечена к работе на территории стадиона, в том числе в его чаше.

Однако стоит отметить, что полиция не лишена этого права не только в чрезвычайных случаях, но и в любое время. В Постановлении Кабинета Министров, регулирующем применение данного Закона, определено такое понятие, как матчи повышенного риска. Это может быть матч, на котором планируется присутствие более 15 тысяч зрителей, что само по себе считается большим скоплением народа. Также под это определение попадают международные матчи, а также встречи футбольных клубов, между болельщиками которых существуют напряженные отношения. Полиция сама должна определять, необходимо ли ее присутствие на стадионе во время конкретного матча. Естественно, ни один стюард или другой сотрудник Службы безопасности стадиона не может отказать представителям правоохранительных органов в доступе на арену.

Закон прописан на бумаге, но важно, чтобы на деле правоохранительные органы не избегали ответственности и добросовестно выполняли свои обязанности. К счастью, как показывает практика, полиция старается выполнять свои обязанности должным образом. По крайней мере, во время подготовки к матчу «Динамо» - «Манчестер Сити» мы ощущаем абсолютно полное взаимопонимание, идем друг другу навстречу во многих вопросах и надеюсь, продолжим сотрудничество в дальнейшем.

- Каким образом осуществляется подготовка служб безопасности к матчу «Динамо» - «Манчестер Сити»? Проводится ли совместное обучение с полицией?

- Обучение – это непрерывный процесс. Потому что если человек не учится, то он не прогрессирует. На стадионе и в клубе есть свои Службы безопасности, которые состоят из специально подготовленных охранников, стюардов, которые постоянно проходят обучение, в том числе практические курсы по локализации правонарушений, по их предотвращению.

Сейчас наш клуб и стадион готовятся к матчу повышенного риска. Перед каждым таким матчем заблаговременно мы составляем план совместных действий. Этот план  должен быть согласован со всеми органами – МВД, ГСЧС, КГГА, управлением здравоохранения. План предполагает и проведение совместных совещаний, и обучение, и алгоритм действий каждого в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

К матчу «Динамо» - «Манчестер Сити» был разработан подобный детальный план, предложенный футбольным клубом «Динамо» и НСК «Олимпийский» и отправленный на утверждение в названные мною выше органы. На сегодняшний день уже проводятся совещания, в частности вчера по инициативе вице-президента УЕФА Григория Суркиса и президента клуба Игоря Суркиса в Администрации Президента Украины состоялось совещание под председательством заместителя главы Администрации Андрея Таранова. Фактически он взял на себя нелегкую миссию по координации и налаживании нашего сотрудничества с правоохранительными органами, за что мы ему очень благодарны.

Матч «Динамо» - «Челси» показал, что эта координация была не на должном уровне. Соответственно, нашим долгом является вывести ее на надлежащий уровень. Все замечания и пожелания должны быть учтены  задействованными в обеспечении безопасности органами.

- Еще одной причиной серьезных дисциплинарных санкций со стороны УЕФА к украинским клубам и стадионам в последнее время были случаи выявления на трибунах символики, противоречащей правилам и статутам УЕФА. Согласно дисциплинарному статуту организации, болельщикам на трибунах запрещается воспроизведение в любой форме (в виде речевок, жестов, баннеров) любого контента, не имеющего отношения к спортивному событию, в частности политического, оскорбительного или провокационного содержания…

- Подписываюсь под каждым словом. Так оно и есть. Любой баннер, касающийся политики, офицер безопасности или делегат матча должен отобразить в рапорте.

Связано это с тем, что там, где замешана политика, всегда найдется место провокациям. Ведь разные политические взгляды бывают и у граждан одной страны, а уж тем более у болельщиков из разных стран. Самый свежий пример – матч Лиги Европы «Фенербахче» - «Локомотив» ознаменовался тем, что сразу после финального свистка игрок «железнодорожников» Дмитрий Тарасов демонстративно прошелся по полю в майке с изображением Владимира Путина. Я на сто процентов уверен, что этот эпизод не окажется без внимания УЕФА, и наказание последует строгое (интервью записывалось ранним утром среды, до того как УЕФА открыл дисциплинарное расследование в отношении Тарасова – прим. авт.). Это была явная политическая провокация, ведь все понимают нынешние настроения граждан Турции в отношении правительства РФ.

- С политическими лозунгами на стадионах все однозначно. Но как трактуются дисциплинарными органами баннеры, которые не имеют отношения к политике, но и к конкретному матчу или его участникам? Например, баннеры в поддержку болельщиков другого клуба, не участвующего в матче?

- Это скорее относится ко «внутрифутбольным» вещам. Если тексты баннеров не несут в себе провокационного, оскорбительного или нецензурного содержания, то они остаются на усмотрение делегата матча (ныне директора матча) и офицера безопасности. Если они посчитают, что контент баннера не касается футбола или идет вразрез с принципами УЕФА или ФФУ (в зависимости от того, под чьей эгидой проводится игра), то делегат сделает соответствующую запись в рапорте. А уже контрольно-дисциплинарные инстанции УЕФА либо местной федерации будут выносить решение по каждому конкретному случаю. КДК каждое замечание директора матча рассматривает отдельно и выносит вердикт – наказать ответственный за организацию матча клуб, предупредить или, грубо говоря, оправдать.

- В УЕФА сами решают, какие символы и лозунги должны быть запрещены или консультируются с представителями национальных федераций?

- Все матчи, проводимые под эгидой УЕФА, регулируются дисциплинарными правилами этой организации, но конкретное разъяснение смысла различной символики контролируется партнером УЕФА – FARE (Football Against Racism in Europe).

Это организация, которая уже на протяжении многих лет ведет учет всех баннеров, слоганов, изображений и прочей символики, которая, по ее мнению, несет дискриминационное или провокационное содержание.

Относительно каждой страны существуют символы, которые являются запрещенными. Вопрос номер один, с которым ведется жесточайшая борьба – это неонацизм. Среди символов, используемых украинскими болельщиками, под эту «статью» попадают преимущественно всевозможные руны, одалы. Также древнеславянские символы, которые не несли в себе дополнительной смысловой нагрузки, но использовались неонацистскими, неофашистскими, а также ультраправыми, радикальными организациями для выражения своих взглядов, связанных с дискриминацией по национальному либо расовому признаку.

В сборниках запрещенных символов FARE есть и исторические символы. В разделе, посвященном Украине, в их числе присутствует кельтский крест. Во время матча Украина – Испания на трибунах «Олимпийского» был замечен баннер, содержащий политический лозунг, но до дисквалификации стадиона дело могло и не дойти, если бы рядом с этим лозунгом не был изображен кельтский крест. И фактически за присутствие этого символа наша сборная получила дисквалификацию (напомним, первую домашнюю игру отбора к Евро-2020 сборная Украины проведет без зрителейприм. авт.)

- Какими должны быть действия Службы безопасности стадиона при выявлении баннеров спорного содержания? Кто несет ответственность за решения по их допуску или недопуску?

- FARE делает рассылку актуальных сборников запрещенных символов во все профессиональные футбольные клубы. Быть в курсе всех запретов и рекомендаций должны быть как сотрудники служб безопасности клубов, так и руководители службы стюардинга стадионов.

Если у стюардов возникают сомнения относительно допуска на территорию стадиона отдельных баннеров, они могут проконсультироваться с офицером безопасности или директором матча, которые обязаны в совершенстве владеть всеми нюансами трактовки. На НСК «Олимпийский» существует контрол-рум, в которой находятся офицер Службы безопасности клуба, начальник Службы безопасности стадиона и руководитель службы стюардинга.

С ультрас у нас есть договоренность, что баннеры должны проноситься на стадион задолго до стартового свистка, чтобы было достаточно времени на тщательную проверку. Если возникает ситуация, при которой никто из руководства служб безопасности не присутствует у входа при проверке баннеров, а стюарды на месте не могут принять решение по допуску, то камера видеонаблюдения на турникете наводится на баннер, и в контрол-руме принимается решение.

К слову, существуют ограничения не только по содержанию баннеров, но и по их габаритам. По правилам НСК «Олимпийский» допускаются баннеры размерами, не превышающими два метра на полтора. Однако в этом вопросе иногда мы идем на уступки фанатам.

Copyright © 2016 FC Dynamo Kyiv