
Нью-Йорк. Поздняя осень 2005 года.
На футбольном поле одной из школ Бруклина играют вовсе не ученики, а взрослые дядьки. В настоящей футбольной форме. Вы только вдумайтесь в названия команд: «Динамо Лос-Анджелес», «Черноморец Нью-Йорк» (!!!). Сбоку от поля переминается с ноги на ногу парочка стражей порядка с полной боевой выкладкой: огромные револьверы в полуоткрытой кобуре, на поясах пристегнуты рации, комплекты наручников, длинные дубинки-«демократизаторы». Сами копы, оба темнокожие – двухметровый мускулистый мужик, точно, сошедший с экрана очередного голливудского «полицейского» фильма и под стать ему такая же, отнюдь не хилая дама – с сомнением посматривают на всех футболистов-любителей в возрасте от 17 до 50 лет. Им не понять, как эти люди прилетели в Нью-Йорк за собственные деньги из Филадельфии, Чикаго, Лос-Анджелеса, чтобы только «постучать мячиком». Но удивление этой парочки бравых полисменов достигает апогея, когда к стадиону подъезжает машина, из нее выходит элегантно одетый, подтянутый мужчина в очках, подходит к другому, не менее солидному человеку. Они обнимаются, но самое поразительное для стражей порядка, что все остальные, кто в спортивной форме, кто одет еще «по гражданке» устраивают этим двоим, буквально овацию, все норовят с ними сфотографироваться, даже игра прерывается на некоторое время… Ну откуда знать темнокожим копам, что эти двое мужиков - любимцы людей разных поколений, но совсем с другого конца нашего «шарика». И все эти футболисты-аматоры, переехав жить в Штаты, оставили на родине очень многое, но увезли с собой любовь к футболу и к своим кумирам на всю жизнь. А этими двумя были прилетевший из далекого Киева Андрей Биба и живущий уже много лет в США Виктор Каневский.
От Кубка до Кубка!
Каневский, любимец нескольких поколений болельщиков, один из самых талантливых футболистов «Динамо» и одновременно человек с очень непростой и не легкой судьбой.
Исторически Виктор – первый динамовец послевоенной поры, именно из «элитных» - коренной киевлянин. Через несколько лет после его прихода в команду появятся также киевские воспитанники, тот же Биба, Базилевич, Трояновский, Лобановский. Еще через десяток лет – Мунтян и Бышовец. Еще позднее Блохин и Онищенко. Наконец, Шовковский, Шевченко, Ващук.
Канева, как его ласкаво величали болельщики «бело-синих», играл центрального нападающего. И добился немалого – 86 забитых мячей в очень сильном по мировым меркам того времени чемпионате СССР. Он был единственным киевлянином, выступавшем за сборную Союза на чемпионате мира 1962 года в далеком Чили. И достойно выступавшем. Сборная СССР вышла из группы с первого места, а ведь в соперниках были очень сильные – Югославия и Уругвай.
Каневский был очень техничным, имел свой фирменный финт, на которые ловились опытные защитники. Удар у него был поставлен с обеих ног. Причем старался бить для вратарей из самых неожиданных позиций. Его игру отличали высокая стартовая скорость и хорошее видение поля. Виктор был не просто командный игрок, он был настоящий лидер, недаром в звездном 1961-м году ему доверили капитанскую повязку. А ведь тогда у Вячеслава Соловьева подобрался состав ярких индивидуальностей: от вратаря Макарова до левого крайнего Лобановского. Каневский был настоящим помощником Соловьева на поле. И вел он команду в бой до 1964 года, т.е. сезона, когда именно он забил единственный гол в финале Кубка СССР. Тем самым Канева как бы отметил 10-летний юбилей первого завоевания Кубка еще в 1954-м году, когда он – тогда 18-летний - только попал в заявку «Динамо». Но спустя 10 лет клуб принял великий «Дед» - Виктор Александрович Маслов. И именно этот Кубок 1964 года, был первым триумфом на его тренерском пути именно в киевском «Динамо». И хотя как раз Канева и единственный гол забил в финале, и Кубок принимал в качестве капитана, и вообще был на пике славы, Маслов уже смотрел в будущее. И там не видел в составе команды таких признанных звезд, как Каневский, Лобановский, Базилевич. Виктор доиграл до лета 1966 года в одесском «Черноморце» и перешел на тренерскую работу.
Такой далекий и близкий Киев
Это отдельная страница в его футбольной жизни, думается, полностью недооцененная. Вначале были команды из низших лиг: запорожский «Металлург», харьковский «Металлист», «Буковина» из Черновцов. В 1972 Каневский принимает приглашение своего бывшего главного тренера Вячеслава Соловьева и идет к нему ассистентом в тренерский штаб ташкентского «Пахтакора». Видимо, работа рядом с таким серьезным наставником, как Соловьев, принесла Каневскому и новые знания и уважения коллег. Поэтому, когда Лобановский покинул «Днепр» и по приглашению Щербицкого вместе с Базилевичем принял киевское «Динамо» осенью 1973 года, то на вопрос высшего начальства, а кому можно доверить «Днепр» (а Щербицкому судьба команды из его родного города не могла быть безразличной), рекомендовал своего давнего друга по нападению «Динамо» - Виктора Каневского.
В «Днепре» тот отработал четыре сезона, а затем принял юношескую сборную Украины, которая стала победительницей тогда очень значительного турнира «Переправа». Именно там, в команде Каневского впервые засветились Анатолий Демьяненко, Михаил Михайлов, Олег Таран, Сергей Журавлев.
Но накопились не только успехи, накопились и обиды. Не раз и не два Виктор чувствовал притеснения, в том числе и по национальному признаку. Даже в его звездные годы начальство «стеснялось» печатать в прессе его настоящее отчество – «Израилевич», и по-глупому изменило его на «Ильич». Это сейчас выезд за границу в принципе несложный, были бы деньги. В ту пору такое событие было настоящим испытанием, если даже не трагедией. Каневе «перекрыли кислород» везде: отлучили от футбола, в разрешении на выезд отказали под надуманным предлогом: он где был тренером? В «Днепре». А «Днепр» команда какого завода? «Южмаша»! Так что вы хотите, чтобы секреты крупнейшего ракетного завода знали в ЦРУ? Вот так: Каневский, оказывается, знал все тайны советского ракетостроения. Он долгие годы был безработным, подался даже на «заробитчанство», стелил крыши на дачах чужих людей в Подмосковье. Лишь в 1983 году под честное слово и поручительство Лобановского ему доверили тренировать скромнейшую динамовскую команду Ирпеня, что под Киевом. Потом – один сезон «Таврию». Но тут – в 1988 году - «распахнулись ворота» и Канева покидает СССР, за три года до распада некогда великой державы.
Первое время в Нью-Йорке ему даже повезло – тренировал детей в собственной футбольной школе. Но США – далеко не футбольная страна…. Нельзя сказать, что Виктор Каневский бедствует в Нью-Джерси. Но это скорее заслуги членов его семьи. Для него же сейчас самое большое счастье, когда он иногда возвращается в родной Киев. И каждый раз может вновь и вновь убедиться: Каневу здесь помнят и любят.
Copyright © FC Dynamo Kyiv