Болельщики

печать

Вячеслав СОЛОВЬЕВ – первый проводник к чемпионскому золоту киевлян!

Всмотритесь в старую футбольную хронику первых послевоенных годов, и вы улыбнетесь давним кадрам, на которых видно, как армейцы Бориса Аркадьева приезжают на очередную игру на стадион.

Все вроде как сейчас, и все по-другому. Тоже автобус команды буквально обтекает толпа поклонников. Но автобус, конечно, не нынешний роскошный «Мерседес» или «Вольво»,  а практически городской рейсовый, только с мягкими сидениями. Кстати, буквально такой же скромный  старенький автобус сохранен в Барселоне, на стадионе «Камп Ноу» перед клубным музеем «гранатово-синих».  Футболисты того ЦДКА выходили из автобуса вовсе не в тренировочных костюмах  мировых брендов с такими же  спортивными сумками, а в гимнастерках, сапогах, у одних на головах военные фуражки, у других пилотки. Почти все в  лейтенантских погонах, только Бобров – «старлей», а Федотов – капитан. Так бы и продолжалась их триумфальная жизнь, если бы не проигрыш в упорнейшей борьбе в полуфинале Олимпиады 1952 года в Хельсинки сборной Югославии. Упорнейшей, так как поединок пришлось растянуть на два матча, сначала была ничья. «Отец народов» - товарищ Сталин -  в отличие от собственного сына Василия – покровителя «Команды лейтенантов» -  к футболу был равнодушен. Но поражения от «ренегатов-титовцев» не выдержал, и разогнал армейскую команду. Слава Богу, что не пересажал, не расстрелял, как бывало ранее. Наш герой еще буквально пару годочков поиграл, сначала  «в ссылке»  - в команде города Калинина, потом вернулся в родную Москву, в «Торпедо», но это был вовсе не тот, привычный «топовый» уровень. И он в 29 лет превращается из классного левого инсайда и полузащитника, в коллекции которого были пять золотых медалей чемпионатов СССР и два Кубка Союза в тренера. То есть из Вячеслава Соловьева – в Вячеслава Дмитриевича Соловьева.

Ставка на молодежь

Поработав сначала в скромных, но с характером «Крыльях Советов» он приехал в Киев летом 1959 года, т.е. принял команду в 34 года (любопытное совпадение – именно в этом возрасте «Динамо» начал тренировать и его ученик В.В. Лобановский). Да, это, видать, только сейчас принято называть начинающим тренером  того, кому за 40, а молодым  того, кому за 50.

К его приходу «бело-синие» были классические середняки. 6-е – 7-е места в турнирной таблице  из 12-и несколько лет подряд не могли устроить ни начальство, ни болельщиков.  И предшественник Соловьева – Олег Александрович Ошенков - был отправлен в отставку. Хотя именно он вырастил поколение середины 50-х  годов. Именно он впервые в истории и клуба и Украины завоевал Кубок СССР в 1954 году с кумирами того времени – Зазроевым,  Голубевым, Фоминым, Команом, Терентьевым  и другими. Но к 59-му нужна была смена поколений. И как раз Олег Александрович подвел к основе сначала Каневского, потом Бибу, Лобановского, Базилевича. Последними, буквально перед его отставкой,  кто пополнили ряды  ошенковского «Динамо», стали Турянчик, Сабо и вратарь Гаваши. Но сразу только «кошки рождаются», и терпение больших начальников лопнуло.

Приход Соловьева на тренерский мостик не мог быть легким хотя бы по причинам психологии.  Как тренер он еще не имел серьезных достижений, и в авторитете не мог равняться с корифеями того времени – М. Якушиным, Г. Качалиным, его же учителем Б. Аркадьевым, да и с тем же О. Ошенковым. Да и по возрасту он был явно не «дед» - старше   Олега Макарова  всего на четыре года, Владимира Ерохина на пять, а  Юрия Войнова  на шесть лет. Он ничего не ломал в наработках предшественника, лишь смелее обозначил свой приоритет – ставку на молодежь, по преимуществу свою, украинскую. Из Запорожья пригласил Виктора Серебряникова, и поначалу использовал его на левом краю нападения. Чуть позднее – из Одессы – Владимира Щеголькова.

Революция в головах

Самым революционным решением Соловьева было перемещение Лобановского с позиции центрального нападающего на левый фланг.  Рыжеволосый форвард долго сопротивлялся этой новации, но Соловьев думал о команде в целом. Он не мог позволить себе роскоши держать в запасе кого-то из двоих: Лобановского или Каневского,  вдвоем же в центре нападения им было тесно. Помогло то, что  Вячеслав Дмитриевич продумал очень полезную связку на левом крыле атаки: Лобановский – Трояновский. ВВЛ потом признавался, что с «Валетом» они «чувствовали друг друга спинами».

Это уже позже пошли знаменитые «сухие листы» при подаче угловых от левого флажка, которые иногда завершались «чистым» голом в ворота, но чаще голом ударом головой Базилевича, принимавшего «сухой лист» как подачу.

Серебреников уступил Лобановскому позицию левого крайка, переместившись на место правого инсайда, и тоже не прогадал. Он стал намного больше забивать мячей именно оттуда, да еще освоим свою знаменитую «дугу».

Из других тактических новаций Соловьева нельзя не отметить, что из Василия Турянчика он сделал первого «волнореза» в советском футболе. Так тогда прозывали опорных полузащитников. Именно Турянчик забил чемпионский мяч непримиримым соперникам в ту пору – московским торпедовцам, и киевское «Динамо» Вячеслава Соловьева в 1961 году впервые в истории советского футбола увезло золотые медали из Москвы.

Тренер-отец

Когда то Юрий Войнов отвечая на вопрос, что, прежде всего, привнес в игру киевского «Динамо» Вячеслав Соловьев, ответил просто: «Он привил нам психологию победителей». Другой его ученик, нынешний тренер сборной России Александр Бородюк ответил примерно так же.  Соловьев смело выдвигал молодых, мог увлечь их высокими целями. Но главное, он мог найти подход к каждому. Его как-то пытали журналисты:

- Кто он, тренер-диктатор или тренер-командир? 

Вячеслав Дмитриевич вроде отшутился: - Я тренер-отец.

Очень точно. А еще ему футболисты явно подражали внешне. Импозантный сам по себе, с благородной шевелюрой буквально белых волос на тончайший «по ниточке» пробор, он всегда элегантно  одевался.

В 80-х годах снимался знаменитый документальный фильм «Футбол нашего детства». Съемочная группа во главе с режиссером Алексеем Габриловичем нашла в Москве, в Столешниковом переулке уникального старика – мастера шить знаменитые кепки из «букле», которые обожали носить все модники середины 20-го века. А вратари – Яшин, Макаров, Маслаченко – всегда красовались в них на поле. У этого  волшебника шапочных дел всегда заказывали такие кепки футболисты и Москвы, и Ленинграда, и Киева. Только в Москве они тогда назывались «кепки-лондонки», а в Киеве – «ленинградки». Так вот, киношники – спросили старика-шапошника:

- Кто красивее всех носил эти кепки?  И он ответил: - Всеволод Бобров и Вячеслав Соловьев.

Соловьев не то, чтобы надевал дорогие костюмы,  просто  одежда всегда на нем выглядела естественно и элегантно. Присмотрись к старым «чемпионским» 1961 года фотографиям (Соловьев крайний слева) Он там обычно в куртке из хлопка, которая на нем смотрелась как дорогой клубный пиджак. Такая куртка, которую в великой комедии «Осенний марафон» ревнивая жена героя выбрасывала в окно, а его друг – западный журналист – говорил:

 - Такие вещи из натурального хлопка, они  у нас ценятся.

Вот и болельщики «бело-синих», как никто, ценят и чтят неповторимый тренерский  талант Вячеслава Соловьева, первого проводника к чемпионскому золоту киевлян. 

Copyright © FC Dynamo Kyiv

СПОНСОРЫ И ПАРТНЕРЫ